Андрей Маковеев, талантливый спортсмен, чей первый подиум в карьере на финальном этапе Кубка мира прошлого года принес России победу в Кубке наций, завоевал свою вторую медаль, став третьим в спринте в австрийском Хохфильцене. Представляем вашему вниманию интервью с Андреем, которое состоялось на первом этапе в Контиолахти.
- Андрей, расскажите, как вы начинали заниматься спортом?
- Родился я в Нефтеюганске, а когда мне было 6 лет, мы переехали в Тобольск. Мама с папой отправили меня в лыжную секцию, поскольку для укрепления организма врачи советовали больше находиться на свежем воздухе. Мне было интересно заниматься борьбой, другими видами, но родители сказали - если хочешь, занимайся и тем и тем. Какое-то время я занимался разными видами спорта, но потом стало тяжело совмещать и я остался в лыжах.
- А занимались ли спортом родители, лыжами в частности?
- Папа занимался лыжами, но не профессионально, на уровне первого разряда. Зато он мастер спорта по мотокроссу.
- Изначально была именно лыжная секция?
- Да, чисто лыжная, в Тобольске нет стрельбища. Лыжами я занимался до 1998 года, а потом перешел в биатлон. В тюменской школе высшего спортивного мастерства, где я сейчас занимаюсь, есть отделение и лыж и биатлона. И мой личный тренер, Максим Кугаевский устроился там тренером по биатлону и привлек меня.
- Был ли момент, когда биатлон стал очень нравиться, или все шло само собой, постепенно?
- Ну, когда уже начались поездки, соревнования в других городах, втянулся, стало интересно.
- А есть ли первая победа или гонка, которая запомнилась?
- Да нет, может быть очень хотел выполнить первый взрослый. И рано по годам выполнил, приятно было и мне, и тренеру. Меня уже спрашивали о таких победах, я думал, но особо ничего не запомнилось. Ставишь цель, достигаешь ее, и она не кажется уже такой, какой казалась, когда не мог ее достичь.
- А какая сейчас цель, какие приоритеты? Выиграть гонку на Кубке мира?
- Ну да, это как результат, но мне больше интересно достичь какого-то профессионализма, стабильности. Со стрельбой все воюем-воюем, вот в этом интерес. А как результат – это конечно победы.
- А вы понимаете, в чем сейчас заключаются проблемы со стрельбой?
- Да, и в этом году я считаю, что в этом плане должен быть постабильней сезон, мы много работы проделали. Сейчас же биатлон становится возрастным видом спорта, и я стал понимать почему – потому, что какие-то нюансы, моменты только с возрастом можно понять. Психология, умение настроиться - и это тоже не так просто постичь, тем более, если человеку не дано это с детства. Есть те, кто очень хорошо стреляет с детства, им это дано, им не нужно этого понимать, они и так хорошо стреляют. Но таких единицы, и я к ним не принадлежу (улыбается), и приходится нарабатывать это по ходу, осмыслять. У нас тренер по стрельбе очень хороший, Андрей Александрович Гербулов. Мы очень продуктивно с ним работаем.
- А были ли в этом сезоне изменения в процессе вашей подготовки?
- Ну, если в ходе недостатка я не ощущаю - как всегда готовились, так в целом и готовимся, то в стрельбе я проводил два дополнительных сбора со своим тренером. Не с Кугаевским, а с его помощником, молодым тренером по стрельбе. Мне с ним нравится работать, он постоянно повышает свой профессионализм, читает, узнает новое. Я уже сейчас чувствую, что скоро это будет отличный специалист (улыбается). Я провел с ним два сбора - в мае и перед Рамзау, они мне многое дали, я очень остался доволен проведенной работой.
- То есть ваша подготовка началась уже в мае?
- Да, раньше начал работать, потому что я чувствую, что в июне на сбор приезжаю и отстаю от ребят.
- Андрей, а какую дисциплину вы предпочитаете?
- Спринт. Мне и дистанция эта сейчас подходит по длине. В гонке на 20 км уже с прошлого года чувствую себя нормально, и чувствую, что стрелять нормально могу, но немного не хватает, нужно собраться, все стабильно отработать. Но сейчас именно по ходу, например, накануне хорошо отбежав спринт, я на гонке показываю среднее время.
- Почему? Психология?
- Да нет. Не знаю. Почему-то не могу я 20 км бежать. Длиннее спринта в два раза, темп нужно держать, контролировать. А на спринте такого нет, бегу ровно. Так что пока я спринтер, в будущем может стану и не только спринтером? (улыбается)
- Андрей, а какой этап вы бы предпочли в эстафете?
В принципе, сейчас лучше какой-то не очень ответственный, второй, третий... если можно их назвать не ответственными. Конечно, все ответственные, но эти проходят с меньшим напряжением. Пока об эстафете тяжело говорить, именно из-за того, что полностью не уверен в стрельбе. Был у меня в юности провал именно в стрелковой подготовке, не было в Тюмени специалистов, кто бы с детства вел детей.
- А не было в какой-то момент из-за проблем со стрельбой желания перейти в гладкие лыжи?
- Конечно, были такие моменты, когда тренер говорил: Я тебя на лыжи отправлю, будешь бегать! Но сам я лыжи даже и не рассматривал, не интересно просто.
- Андрей, вы многократный чемпион Универсиады, как давались эти победы?
- На первой – хорошо стрелял, и был в хорошей форме. Были серьезные соперники, но стрельба мне позволила победить. А вот на второй Универсиаде и соперники были слабее, я выиграл даже со штрафами.
- Есть ли вероятность вашего выступления еще на одной Универсиаде?
- Да, я учусь в аспирантуре Тюменского Государственного Университета. Посмотрим, как сложится. В принципе, следующая универсиада будет в Китае, было бы интересно съездить.
- Как вы относитесь к переездам? В следующем году Чемпионат мира будет в Корее, интересно туда поехать, или лучше где-то поближе, в Европе?
- Да я бы тоже туда с удовольствием съездил, в принципе разница во времени есть, конечно, но все равно можно привыкнуть бороться с подобными трудностями.
- Есть ли у вас любимые места проведения соревнований, трассы?
- Ну вот трасса мне здесь, в Контиолахти нравится. Но тут не нравится климат, солнца мало – грустно. А вот в Австрии – классно – всегда солнышко, хорошо!
- А нравятся немецкие, шумные этапы, или больше любите, где потише?
- Интересно выступать в Оберхофе, но тяжело, там большое давление трибун.
- Искусственное освещение на вас как-то влияет?
- Не сказал бы. Если хорошее освещение, то не мешает. Например, как в Ханты-Мансийске.
- Какой снег предпочитаете, любите ли искусственный?
- Лишь бы было скольжение хорошее. Мне при плохом скольжении, допустим, в сильный мороз, тяжело бежать. Возможно, предрасположенность у меня к хорошему скольжению. Любимая погода – когда тепло, в холод я приятных ощущений не испытываю.
- А как относитесь к болению вдоль трасс?
- Я знаю, что многим не нравится, тяжело. А мне, наоборот, помогает если кто-то подкричит, чувствуешь поддержку. Тебе же не подножку ставят, а наоборот искренне пытаются помочь. (улыбается)
- Вам не надоедеает такой "кочевой" образ жизни?
- Сейчас уже привык. И заметил, что после стандартного двадцатидневного сбора, как хорошо бы ни было, уже как-то неуютно себя ощущаешь, то есть хочется куда-то переехать.
- А какие есть увлечения помимо работы, то есть биатлона?
- Автомобили нравятся, люблю журналы почитать, поездить, хотя очень редко получается. И своей машины пока нет.
- Вы говорили, что папа - мастер спорта по мотокроссу, а сами увлекаетесь мотоциклами?
- Ну да, я хотел себе купить, пробовал у друзей и мне понравилось. Но все же я удержался от этого, все-таки и падения могут быть и травмы, а пока я спортом занимаюсь, лучше не надо. Потом, может быть...
- Как любите проводить отдых? На море или в горах на сноуборде?
- В прошлом году я совместил. Вначале с друзьями на сноуборде покатались на Кавказе, а потом еще на море. Но потом тяжело было. В этом году уже так не получится, скорее всего выберу море. Хотя на сноуборде тоже хочется покататься.